«

»

Распечатать Запись

Александр Калько. В краю Бакуниных, часть II

В краю Бакуниных
   (Продолжение).

Псковщина — земля Александра Пушкина, Орловщина — Ивана Тургенева, Тульская область — Льва Толстого, край с центром в Ростове-на-Дону — Михаила Шолохова. Тверская земля — чья малая родина? Недавно в этом замечательном городе встречали участников ставших уже традиционными Бакунинских чтений. На них прозвучали доклады и сообщения, которые объединила общая тема: «Тверские участники обороны Севастополя в годы Крымской (Восточной) и Великой Отечественной войн».
4 5
3
Храм Михаила Тверского; отец Роман Манилов; книги, изданные фондом

III.

В советском прошлом если и проводились Бакунинские чтения, то наверняка посвящались они Михаилу Александровичу Бакунину, анархисту, революционеру. Ему одному. Другие представители этого большого дворянского рода широкой публике были неведомы. Ни Бакунины, сегодня мы сказали бы, эффективные менеджеры, губернаторы, вице-губернаторы, ни Бакунины-дипломаты, ни Бакунины-военачальники, ни Бакунины-литераторы… Каждый из них заслуживает отдельного слова. Верится, что и оно, придет время, будет сказано новой России на пользу. К слову, и М.А. Бакунина-революционера забыть нельзя. А пока в это непростое время в Твери сочли необходимым обратиться к личности Екатерины Бакуниной (1810/11-1894) — одной из первых на Руси сестер милосердия.

Помните, уважаемый читатель, киношный герой Жеглов устами актера Владимира Высоцкого жестко заметил: «Милосердие — поповское слово». Ошибся, выходит, Жеглов — Высоцкий. В Твери, угадав запросы общества, учредили Фонд им. сестры милосердия Екатерины Бакуниной. Его президентом стал ректор Тверской государственной медицинской академии Михаил Калинкин, директором — настоятель храма Святого Иоанна Сан-Францисского отец Роман Манилов.

— В 2010 году, — сказал батюшка, любезно согласившийся ответить на вопросы корреспондента «Славы Севастополя», — в Твери широко отмечалось 200-летие со дня рождения Екатерины Бакуниной. На торжествах по этому поводу прозвучала идея создания фонда ее имени. Сложившаяся тогда группа энтузиастов объявила о юридическом оформлении фонда в 2011 году. Решающую роль в его создании сыграл литератор Владимир Сысоев. После его кончины пять лет назад нам пришлось продолжать начатое им дело.

— В чем вы видите необходимость распространения информации о деятельности сестры милосердия Екатерины Бакуниной?

— В вашем вопросе содержится ключевое слово возможного ответа — это «милосердие». Милосердие, а не разрушение. Чувство милосердия стало притягательным для людей. Этим чувством, как никто, обладала Екатерина Михайловна, что выразилось в ее ревностном служении Отечеству, окружающим. Встав один раз на дорогу служения ближним, она не свернула с нее до последних дней. Екатерина Михайловна — чем не пример для всех нас?

— Чем занимаются руководство и актив Фонда им. Екатерины Бакуниной?

— Наши представители уже посетили места, где Екатерина Михайловна совершала подвиги сестринского служения страждущим. В первую очередь мы побывали в Севастополе, куда Екатерина Михайловна прибыла на рубеже 1854-1855 годов в составе организованной великой княгиней Еленой Павловной Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Когда Екатерине Михайловне было далеко за шестьдесят, она снова отправилась с миссией милосердия в дальний путь — на сей раз в армянский город Дилижан, где развернулся один из театров военных действий очередной русско-турецкой войны. Она пришлась на 1877-1878 годы.

Везде, где мы бываем, представляем своим новым друзьям книгу Владимира Сысоева о сестре милосердия Екатерине Бакуниной, демонстрируем фильмы о городах, связанных с жизнью и деятельностью одной из первых сестер милосердия. Фондом учреждена медаль сестры милосердия Екатерины Бакуниной. Её уже удостоены свыше ста нынешних продолжателей дела Екатерины Михайловны во многих российских городах, в том числе и в Севастополе. Мы намерены добиться того, чтобы медаль Екатерины Бакуниной обрела статус всероссийской награды, чтобы свой профессиональный праздник ее наследницы отмечали в день, связанный с биографией своей великой предшественницы.

— Это ваши планы на будущее, о которых я намеревался спросить?

— В наших планах еще съемки фильма о сестринском служении нашей героини в Дилижане. В этом армянском городе, где нас очень тепло принимали, намерены открыть музей Екатерины Бакуниной, как открыты они уже на тверской земле. Продолжим восстанавливать усадьбу дворянского рода Бакуниных в селе Прямухино Кувшиновского района Тверской области. В наших планах также издание книг, буклетов о сестринском подвиге не только Екатерины Бакуниной, но и ее последователей. Например, мы инициировали издание при поддержке правительства Тверской области дневника сестры милосердия Анны Ждановой. Сестра известного партийного и государственного деятеля СССР Андрея Жданова вела его в 1914-1915 гг. В то время она служила в лазарете, куда поступали воины, раненные на полях сражений Первой мировой войны.

— Отец Роман, слышал о том, что вы сами готовите к печати рукопись, соответствующую направлению деятельности Фонда им. Екатерины Бакуниной. О чем она?

— Занимаясь изучением жизни и деятельности на сестринском поприще Екатерины Михайловны, мы невольно столкнулись с судьбами других земляков, которые защищали и освобождали Севастополь. «Тверской Севастополь» — рабочее название фильма, буклета, над которыми работаем. Это тоже неисчерпаемая тема. В Севастополе насчитывается десяток улиц, площадей, названных именами выходцев из Твери и нынешней Тверской области. Достаточно назвать В.А. Корнилова и Ф.С. Октябрьского — руководителей обороны города во время Крымской и Великой Отечественной войн. Именем уроженца Твери Михаила Громова — отважного летчика, Героя Советского Союза — названа одна из улиц на Северной стороне. На обелисках, памятниках, знаках, беломраморных досках можно прочитать имена Бирюлева, Тыртова, Нарбута и других тверчан. На бюстовой галерее Панорамы обороны Севастополя увековечены трое моих земляков: Владимир Корнилов, Николай Пирогов и Федор Новосильский. До революции нынешняя площадь Федора Ушакова была обозначена на карте города как площадь Федора Новосильского. И площадью Федора Ушакова она стала не сразу. Она обрела название в духе советской эпохи. Сам адмирал Павел Нахимов высоко ценил военный талант Федора Новосильского. Павел Степанович был убежден, что в особых обстоятельствах тот сможет возглавить оборону города.

Как не вспомнить еще Михаила Филиппова — самого молодого адмирала. В период Великой Отечественной он командовал на Черном море подразделением торпедных катеров. В мирное время наш Михаил Филиппов встал у колыбели Североморской военной базы, далее в Калининграде ему была поручена организация высшего военно-морского училища. Мы полны желания в начале осени текущего года в третий раз посетить Севастополь, чтобы и показать жителям города-героя фильм, и подарить им буклеты с портретами людей, которые скрепили незримыми, но прочными мостами Тверь и почитаемую у нас черноморскую твердыню.

— У возглавляемого вами фонда есть эмблема с портретом Екатерины Бакуниной…

— …и изображением парусника на крутой волне. Это символы Севастополя. Верно, символы передают дух романтики. Применительно к образу Екатерины Михайловны романтика — это чистота помыслов, несмотря на все сложности окружающей жизни, это благородство в совершаемых поступках.

Ответив на все наши вопросы, отец Роман пригласил корреспондента «Славы Севастополя» на намеченные на следующий день Бакунинские чтения.

(Окончание следует).

Беседу провел А. КАЛЬКО.

На снимках: храм Михаила Тверского; отец Роман Манилов; книги, изданные фондом.

Фото автора.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://bakunina-fond.ru/?p=12180