«

»

Распечатать Запись

«Покровские вечера» памяти 100-летия с начала Первой мировой войны прошли в Твери

«Покровские вечера» памяти 100-летия с начала Первой мировой войны прошли в Твери
(Вечер культуры как мозаичная повесть о настоящем человеке)

В 2014 году мы отмечаем 100 лет с начала Первой мировой войны. Эта далекая война, прозванная в советских газетах и учебниках империалистической, была незаслуженно вымещена из народной памяти на протяжении почти целого века наследием Второй мировой и Великой Отечественной войны. Однако век назад невиданное доселе по масштабам и числу жертв противостояние международного уровня русские патриоты называли Второй Отечественной. Помнить об этой войне – наш долг перед миллионами соотечественников, которые по призыву царя-мученика Николая не только заступались «за несправедливо обиженную родственную нам страну» Сербию, но и ограждали «честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав».

1

Именно поэтому традиционные «Покровские вечера» в Твери в этом году были посвящены 100-летию с начала Первой мировой войны. 26 октября в тверском доме культуры «Пролетарка» собрались артисты, поэты, священники, госслужащие, военные, старики и молодежь из Твери, Тверской области, Санкт-Петербурга, Москвы, Германии, Парижа – почтить память участников и очевидцев Первой мировой войны и оживить ее духовное наследие для сегодняшней России. Талантливо построенная программа вечера под руководством его режиссера и ведущего священника Романа Манилова из тверского Храма святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в Литвинках, которая готовилась еще с прошлой зимы, раскрыла запылившиеся страницы нашей истории и удивительным образом связала в единую нить свидетельства прошлого и настоящего.

 

2

3

В начале памятного вечера перед закрытым занавесом заслуженный артист РФ Георгий Пономарев зачел текст Манифестов Николая Второго от 20 и 26 июля 1914 года в связи с началом Первой мировой войны. «Силы неприятеля умножаются против России и всего славянства… – взывал к народу будущий Страстотерпец. – Видит Господь, что не ради воинственных замыслов или суетной мирской славы подняли мы оружие, но ограждая достоинство и безопасность Богом хранимой нашей империи, боремся за правое дело. В предстоящей войне народов мы не одни – вместе с нами стали доблестные союзники наши, также вынужденные прибегнуть к силе оружия, дабы устранить, наконец, вечную угрозу германских держав общему миру и спокойствию. Да благословит Господь Вседержитель наше и союзное нам оружие и да поднимется вся Россия на ратный подвиг с железом в руках, с крестом в сердце».
Открылся занавес и Народный театр драмы Тверского областного Дома народного творчества (режиссер В.Семенов) вместе с образцовым театром-студией «Романтики» представили литературно-музыкально-хореографическую композицию «Прощание» о расставании уходящих на фронт у перрона.

4

5

 

Последующие выступления были похожи на мозаику, из которой складывалось цельное панно образов достойных людей прошлого, истинных патриотов, настоящих христиан. Поскольку дух времени лучше всего воссоздается через культурные образцы, в ходе концерта прозвучало много авторских и народных песен, стихов, воспоминаний, были показаны хореографические композиции на тему войны.

6

7

8

9

Народный ансамбль песни и танца «Тверь» (худ. рук. – Анатолий Беляков) исполнил военные песни времен Первой мировой войны – «Когда мы были на войне» и «Песню сибирских стрелков». Заслуженные артисты РФ Виктор Сухов и Ирина Гефеле спели народные, бытовые песни Первой мировой. Тверской муниципальный духовой оркестр под руководством заслуженного артиста России Василия Ваша сыграл программу памяти военного композитора эпохи Первой мировой войны Василия Агапкина, в том числе знаменитый марш «Прощание славянки». Вспомнили молодых мальчишек, которых отправляли на фронт – песню «Юнкерам» на музыку и слова Александра Вертинского исполнила Татьяна Левина.

 

10

 

11

 

Танцевальную программу, посвященную русским морякам-героям Первой мировой войны, исполнил ансамбль танца Кронштадтского морского кадетского корпуса под руководством заслуженного работника культуры РФ Галины Кокошниковой – были показаны знаменитые матросские танцы «Яблочко» и «Вот так каша».

 

12

13

14

Скорбные народные песни Первой мировой войны исполнил образцовый фольклорный ансамбль «Забавушка», в котором солировали юные артисты (худ. руководители Елена Синицына и Елена Шутко, концертмейстер Артем Костерин). Прозвучали песни «Шли два героя с германского боя» и «Милосердная сестра». Перед песней про милосердную сестру отец Роман пригласил на сцену д.м.н. заслуженного врача РФ Андрея Дмитриевича Никольского, у которого отец воевал в Первой мировой войне, а мать Евгения Степановна была сестрой милосердия – и от лица всех россиян поблагодарил его и его родителей, вручив посмертную награду его милосердной матери.

 

15

16

Важное место в концерте было отведено молитвенным песнопениям – ведь духовное творчество вне времени, а в военное время оно обретает особенную актуальность. Когда образцовый хор «Аллилуйя» пел «Отче наш» на музыку Н.Кедрова, зал слушал стоя. После прозвучала стихира преподобному Сергию Радонежскому, 700-летие которого празднуется в этом году, на музыку А.Гринченко, и «Песнь Богородице» на музыку Н.Балашовой.

 

17

18

Многие в России любят творчество Сергея Есенина, но немногие знают, что у него помимо лирики о любви, природе, Родине есть также стихи о Первой мировой войне. С этими неизвестными лирическими воспоминаниями гостей вечера познакомил совсем еще юный, но уже отмеченный актерским мастерством артист – школьник Михаил Гламаздин.

 

19

20

Помимо лирики, со сцены прозвучали и воспоминания военного времени. Из литературно-музыкальной композиции «Как я был на войне» на основе автобиографической прозы Александра Вертинского в исполнении артиста Тверского Драматического Театра Тараса Кузьмина в сопровождении народного ансамбля танца «Славяне» (худ. рук. – Варвара Зюзина) зрители познакомились с удивительной судьбой знаменитого русского композитора, поэта, певца и эстрадного артиста во время Первой мировой войны. Однажды, идя по городу, он увидел, что на машине привезли раненого и заносили в дом. Он помог занести – и, когда дверь закрылась, он оказался перед грудой раненых. И пока он растерянно наблюдал за происходящей суетой, доктор сказал ему: «У Вас длинные пальцы – помогите перевязать рану». Так никогда не учившийся медицине Вертинский начал помогать делать перевязки раненым. По воспоминаниям «медбрата», он иногда так погружался в работу, что забывал уходить домой, работал самоотверженно, успевая общаться с ранеными и читать им, однажды даже пел одному раненому по его просьбе колыбельную и сам уснул у него на груди, проснувшись уже рядом с мертвым телом. А когда из Москвы организовали 68-й санитарный поезд на фронт, он был первым среди записавшихся. Однажды к ним принесли полковника – сказали, он смертельно ранен и его не спасти – положили в палате, чтобы «высадить» где-то по пути. «Пусть даже завтра ему пророчат смерть, – вспоминал Александр, – но сейчас он лежит передо мной живой – значит, надо что-то делать!..» Доктор отказался делать операцию – сказал, безнадежный случай – и ушел. Тогда Александр вспомнил, что у него есть длинные изящные медицинские щипцы, которые он купил из чистого любопытства, когда его отправляли за медицинскими инструментами, но доктору они не понадобились. Обработав инструмент, он взял на себя риск и… к собственному изумлению и радости вытащил пулю из раны. Когда он повернулся, за ним стоял доктор – бледный, как халат: «За это под трибунал…» Но полковник был спасен – на следующий день пришел в себя, и его довезли до Москвы… За все время войны композитор, поэт, певец и актер Александр Вертинский – «брат Пьеро» – сделал 35 тысяч перевязок…

 

21

22

23

24
«Когда я сегодня стояла на Литургии, почему-то так плакала, – призналась выступавшая следом заслуженная артистка РФ Мария Лаврова из Санкт-Петербурга. – Все думала, как лучше рассказать об этой войне. Она столько для нашей семьи значила… Впрочем, наверно, каждый здесь может вспомнить про своих дедов и прадедов, которые тоже стали участниками или свидетелями этой страшной войны…». После личных воспоминаний она прочла несколько стихотворений о войне двух талантливых поэтов Серебряного века, супругов Николая Гумилева и Анны Ахматовой, показав два разных вгляда – мужской и женский – на военные события.

25

26

 

 

Оба поэта не остались в стороне от испытаний войны, глубоко их пережив и осмыслив в своей лирике. В стихах Ахматовой – скорбь всех матерей, жен, сестер:

Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над рябинами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.

Тверской дворянин Николай Гумилев участвовал в Первой мировой деятельно – в первые же недели войны ушел добровольцем на фронт. В стихотворении «Война» 1914 года он написал:

Тружеников, медленно идущих
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.

Не только творчество, но и вся недолгая жизнь этого поэта и мыслителя, переводчика и литературного критика, путешественника и офицера, оборвавшаяся в 1921 году расстрелом по обвинению в заговоре, спустя век видится как образец человеческого достоинства, что увековечивает его имя в нашей истории и культуре. Благодарные земляки решили занести имя великого русского поэта Николая Гумилева в «Золотую Книгу Санкт-Петербурга», которую специально для этого доставили из северной столицы в столицу Верхневолжья.

 

27

28

В «Золотую Книгу» ежегодно вносят имена крупных деятелей политики, искусства, почетных граждан и достойных людей, прославивших свой родной край (книга рассчитана на 75 лет, первая запись сделана в 1996 году). На предваряющей церемонии в Тверской городской Думе в присутствие историков, литераторов и хранителей поэтического наследия Гумилевых имя Николая Гумилева в исторический фолиант вписала руководитель народного музея семьи Гумилевых в Бежецке Галина Козловская. На концерте «Покровские вечера» под этой записью поставил свою подпись и Глава города Твери Александр Корзин, выразив признательность организаторам: «Мы благодарны создателям «Золотой книги Санкт-Петербурга» за сотрудничество, которое послужило идейным началом создания «Золотой книги» и в нашем городе». Тверь первой из российских городов подключилась к движению по возрождению идеи «Золотой книги Российской империи», оставаясь пока единственной продолжательницей этого дела среди региональных столиц. Свою подпись под именем Николая Гумилева в «Золотой Книге Санкт-Петербурга» поставили также бывший глава Твери Владимир Бабичев, внесший свой вклад в популяризацию наследия этого деятеля культуры, и знаменитый поэт современной России, почетный гражданин города Твери Андрей Дементьев. Отметивший в прошлом году 85-летний юбилей Андрей Дементьев призвал помнить, что история нашей страны начинается не с 1991 года и даже не с 1917 года, а с 988 года – с Крещения Руси, и процитировал свои новые стихи на тему (в конце статьи), а также сказал, как много значат в истории нашей страны талантливые люди:

Россия – страна поэтов.
Великих на все века.
И нам дорога при этом
Каждая их строка.

Россия – страна поэтов.
Настырных и молодых,
Чей дар нам пока неведом,
Но кто оседлал свой стих.

Россия – страна талантов.
Души золотой запас.
И в мире, враждой объятом,
Таланты спасают нас.

Памяти Николая Гумилева была посвящена еще одна песня «Верность славянки» на стихи Татьяны Ивановой, исполненная тверским автором-исполнителем Людмилой Кондрашовой в сопровождении Образцового хореографического ансамбля танца «Айседора» ДШИ ТУК им. Н.Львова (худ. рук. – Елена Ахметова).

29

30

 

 

 

О братстве славянских народов со времени Первой мировой войны вспоминали не только в самой России. Духовным скрепам между русскими и южными славянами во многом способствовали труды правителей и пастырей благодарной Сербии. Отрывок из вдохновенной проповеди святителя Николая Сербского (1880-1956), написанной уже в 30-е годы прошлого века, уже почти перед Второй мировой войной, но отсылающей к событиям Первой мировой – «Блаженны плачущие с Россией» – прочитал заслуженный артист РФ Георгий Пономарев.

 

31

32

 

 

«Совесть наша заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются, – писал святитель Николай Сербский (Велимирович). – Велик долг наш перед Россией. Может человек быть должен человеку, может и народ – народу. Но долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения. Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая своего ближнего. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» – это слова Христа. Русский царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила перед опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский царь с детьми и миллионами братьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли, умолчать перед Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости. А мотив самоотвержения, неземное нравственное чувство при жертве другого – не есть ли это прилепление к царствию Небесному? Русские в наши дни повторили косовскую драму. Если бы царь Николай прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелких расчетов на своем престоле в Петрограде. Но он прилепился к царствию Небесному, к царству небесных жертв и евангельской морали. Из-за этого лишился головы и он сам, и чада его, и миллионы собратьев его.
Еще один Лазарь и еще одно Косово. Это новая косовская эпопея открывает новое нравственное богатство славян. Если кто-то на свете способен и должен понять это, то сербы и смогут, и обязаны это понять. Блаженны вы, плачущие в эти дни с Россией, ибо с нею и утешитесь! Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею скоро и возрадуетесь!».
После слов проповеди святителя Николая Сербского девушки в платьях пасхальных красно-белых цветов из образцового театра-студии «Романтики» показали хореографическую композицию «Сербия и Россия» на тропарь Воскресения Христова на греческом языке в исполнении сербской певицы с дивным прозрачным голосом – Дивны Любоевич.
Тверской автор-исполнитель, член тверского отделения Союза композиторов России Сергей Терешин подытожил тему русского мужества и русского духа, всегда проявляющиеся в трудные исторические времена, и спел замечательную песню, написанную накануне концерта «Русские!». Эта песня оказалась весьма созвучной не только современной эпохе, но и эпохи Первой мировой войны.

 

33

Христианское мировоззрение не может смотреть на историю как набор случайностей, но всегда старается увидеть удивительный промысел Божий в судьбах народов. И если рассматривать ключевые вехи истории России, о которых историки любых взглядов и убеждений более-менее согласятся, можно увидеть их неразрывную связь с Церковной историей. Более того, как отметил на вечере настоятель храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербурга (бывшее подворье Леушинского монастыря) протоиерей Геннадий Беловолов, отечественную историю можно даже изучать по православной иконографии. Он обратил внимание, что все важные события проходили на Руси как бы под Покровом Богоматери – в присутствие ее икон или в сопровождении ее чудесных явлений. Начиная с Крещения Руси – когда народ благословляла икона Божией Матери Корсунская (по названию места крещения Корсуни, ныне Херсонеса), во время Куликовской битвы – Донская икона Божией Матери, в ходе обороны Новгорода – икона Божией Матери «Знамение», во время борьбы с польскими интервентами в Смутное время – Казанская, во время Отечественной войны 1812 года – Смоленская, и даже в атеистическое советское время во время Великой Отечественной войны по приказу Сталина Москву облетела на вертолете три раза Казанская икона Богородицы…
И как оказалось, есть особая удивительная икона, которую можно считать покровительницей нашего воинства в Первой мировой войне – это икона Божией Матери «Августовская Победа». Специально написанную к столетнему юбилею икону представил участникам «Покровских вечеров» привезший ее из Петербурга отец Геннадий, поведав удивительную историю этого образа. Нашим солдатам в Первой мировой войне, отступавшим под селом Августово, ныне польском, было явлено в небе над лесом видение Божией Матери, как бы благословляющей их идти на запад, после чего в небе остался только крест, который вскоре тоже растворился в облаках. В номере газеты «Московские Ведомости» № 227 за 1914 год сохранилась заметка об этом чудесном явлении:

 

34

35

 

«Исключительное по интересу письмо получено от генерала, командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым». Приводим из него выдержку: «…После нашего отступления наш офицер с целым полуэскадроном видели видение. Они только что расположились на бивуаке. 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с бледным лицом и говорит: «Ваше Высокоблагородие! Идите. Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на одной руке, а другой рукой указывающей на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло». После этого разыгралось большое сражение на западе, под Августовым, ознаменовавшееся большой победой…».

36

37

Для «расследования» чудесного видения был специально послан священник, который нашел очевидцев и провел опрос, чтобы установить подлинность произошедшего. В результате была написана специальная икона «Августовская Победа», которая долгое время пребывала в Петербурге. По случаю памятной даты в этом году ее решили отвезти в Сербию (оставив в Петербурге копию-список), чтобы икона Богородицы, благословляющей на освободительную войну, оставалась в народе, ради защиты которого эта война развязалась. Но по пути в Сербию делегация решила заехать в село Августово, чтобы посетить место чудесного явления Божией Матери и показать икону местным православным. «Надо было видеть глаза польских священников в Августово, когда они увидели, что икона, изображающая явление Богородицы в их краях, уезжает в Сербию, – вспоминает отец Геннадий. – Естественно, им захотелось, чтобы такая же икона осталась на память потомкам и на месте самого явления Богородицы». Тогда еще один список был сделан для них. Ведущий вечера отец Роман порадовал и тверитян – список иконы «Августовская Победа» есть теперь и в Храме Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в Литвинках.

38

 

Вслед за гостем из северной столицы с небольшим словом о войне выступил священник из Москвы – протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря, член Союза писателей России. Он сказал, что спустя сто лет с начала Первой мировой войны мы снова стоим перед теми же угрозами «коричневой чумы». Начав свой рассказ с Первой мировой, батюшка переключился на наши дни, чтобы показать, что русский дух жив, а не остался в прошлом веке, и поведал об одной удивительной истории жертвенного подвига нашего времени – подвиге борьбы за правду и прощения врагов русского журналиста Юрия Юрченко, побывавшего в плену у украинских сепаратистов. Этот журналист, которого он увидел накануне в больнице с переломанными ребрами и израненным лицом, рассказал батюшке свою историю.
Узнав о происходящем на его родной Украине, Юрий Юрченко по своей воле отправился на Донбасс из Парижа, где жил со своей супругой француженкой, принявшей православие – не сообщив супруге, чтобы не отговорила. Сначала наши ополченцы ему, не умеющему даже оружие в руках держать, советовали не мешаться, а потом, узнав, что он умеет писать – взяли его военным корреспондентом. Так Юрий стал телеграфировать хронику происходящего на Украине через социальные сети в Париж и другие европейские столицы. Когда же он со сломанной ногой попал в плен и был заточен в скрюченном положении в металлическую клетку с тяжелым мешком на голове, он, несмотря на тяжесть испытаний, продолжал как писатель как бы отстраненно наблюдать за теми портретами людей, которые проходили перед ним. Один надзиратель приходил обвинять его, бил бутылкой по лицу и ломал ребра, подсмеиваясь при этом, мол, «ну что, парижанин, приехал поддерживать ополченцев», на что он возражал, безуспешно взывая к разуму – «ну что Вы, какой же я парижанин, я одессит, я приехал защищать мою родную Украину»… Другой ночью приходил протирать мокрой тряпкой засохшую кровяную коросту с его лица, а третий, очень верующий, тайком от других читал над его больной ногой какую-то молитву… Когда его высвободили из плена, он узнал, что последних двух милосердных надзирателей уже не осталось в живых. А когда ему довелось с глазу на глаз увидеться с тем стражем, который над ним издевался, он его, дрожащего от страха, просто обнял… Но в ответ на его слова «Простите, я не знал, я был тогда вне себя» он возразил: «Рад, что Вас посетило раскаяние, но все-таки замечу, что это было не мгновенное Ваше помутнение, а двухнедельное каждодневное издевательство…»
Отец Артемий говорил от избытка сердца – он был просто поражен, что в рассказе этого замученного и искалеченного человека, которого он приехал исповедовать и причастить Святых Христовых Таин, не было никакой злобы на обидчиков, но только желание спасения им и его родному народу. Видимо, именно потому вместо проповеди и отвлеченных размышлений батюшка просто поделился со сцены этим свидетельством христианского исповедничества наших дней.

39

 

Тему подвига наших дней продолжила еще одна участница народного ополчения на Донбассе Маргарита Зайдлер – немка, принявшая православие. Не имея родственных связей в России или Украине, но видя «позорное возрождение «коричневой чумы» в Германии», она приехала на Юго-Восток Украины, чтобы не потакать поддерживающему фашистов правительству своей страны, за которое Маргарите, по ее словам, просто стыдно, но чтобы помочь Новороссии, рассказывая через СМИ и интернет европейцам правду о происходящем на Украине. Очевидно, что возвращаться в Германию ей теперь небезопасно, поэтому Маргарита просит молитв, чтобы ей обосноваться в Севастополе.
Еще один гость из-за границы, давний друг России французский певец Джо Са Де, также недавно обратившийся в православное христианство, исполнил программу «Из Франции с любовью», посвященную союзным отношениям Франции и России в годы Первой мировой войны, в сопровождении народной хоровой академической «Капеллы» (худ. рук. Марина Кирпу) и хореографического образцового театра-студии «Романтики» (худ. рук. Лилия Лебедева). В числе прочих он исполнил свою новую песню на английском языке с одной строчкой на русском в припеве – «Я тебя люблю, Россия!», которую ему дружно подпевал весь зал.

40

41

 

 

Привезший из Петербурга икону «Августовская Победа» отец Геннадий признался, что много раздумывал, почему символом Первой мировой войны стала икона с таким названием: «Какая же победа, если Первая мировая закончилась поражением? И главное – почему августовская, если с географической привязки переключиться на временную?» Но взяв за основу православный календарь, отец Геннадий понял, что все очень логично сходится: Первая мировая по-настоящему закончилась только в 1945 году победой над реваншистскими амбициями, переросшими в фашизм, а подписание акта о капитуляции Японии, которое считается окончанием Второй мировой войны, по православному календарю произошло не 2 сентября, а 20 августа! Так что икона-покровительница Первой мировой войны на самом деле удивительным образом прорекла победу во Второй мировой войне. Наверно, именно поэтому отец Роман справедливо завершил вечер памяти Первой мировой войны номером, посвященным маршалам-победителям – участникам двух мировых войн. Под кадры хроники праздничного Парада 9 мая 1945 года в сопровождении имитирующего парад хореографического номера в исполнении народного ансамбля «Тверичане» автор-исполнитель Павел Щербаков торжественно пропел «Маршал Жуков на Параде Победы» на музыку Н.Иванова

и слова В.Бабушкина.42

 

43

 

Подводя итоги «Покровских вечеров» памяти 100-летия с начала Первой мировой войны, их автор и режиссер отец Роман Манилов выразил надежду, что творческие старания организаторов и участников не пройдут для гостей зря, и русские люди будут помнить уроки Первой мировой войны, изучать родную историю и достойно хранить память наших героических предков. Именно к этому в одном из своих недавних стихотворений, уже упомянутом на вечере, призвал и тверской поэт Андрей Дементьев:

Двадцать лет исполнилось России…
До чего ж отчизна молода!
Но откуда мудрость в ней и сила,
Если так малы ее года?

Я наивно думал, что Россия —
Это очень древняя страна.
Были у нее свои мессии
И была великая война.

Жили на ее земле когда-то
Пушкин, Достоевский и Толстой.
Но забыли умники про даты,
Те года оставив за чертой.

Не вписалось прошлое в айподы,
Не вместилась Память в Интернет.
К русской славе и к ее невзгодам
У манкуртов интереса нет.

Потому историю России
И хотят они начать с нуля,
Словно бы об этом попросила
Их многострадальная земля.

Молодые воины Полтавы
И сыны с равнин Бородина
От обиды из могил бы встали,
Если бы забыла их страна.

Сколько бы веков ни миновало,
Мы не только будущим живем.
Нам всегда былого будет мало,
Потому что наша сила в нем.

111

Анна Вавилова. г.Тверь

Постоянная ссылка на это сообщение: http://bakunina-fond.ru/?p=9982