«

»

Распечатать Запись

Борис Ершов. Хорошим врачом может стать только хороший человек

Есть такая наука – деонтология, занимающаяся взаимоотношениями врача и пациента. Лучшие земские врачи России внесли в эту науку много полезного, их наследие пользуется авторитетом и в XXI веке, хотя во времена земства названия «деонтология» никто еще не знал. Главным стержнем деятельности земских российских врачей являлось милосердие. Но и в наше время его исповедует большинство врачевателей, особенно специалисты старой закваски. К ним относится Андрей Дмитриевич Никольский.

17От детдомовца до хирурга

Верно говорят: яблоко от яблони недалеко падает. Андрей Никольский родился в семье врача 8 февраля 1929 года в Уфе, в Башкирии. Отец, Дмитрий Александрович, общий хирург, служил еще до революции врачом в армии, владел двенадцатью языками, участвовал в студенческих волнениях, за что в 1909 году его выслали за границу. Это не помешало советской власти в 1939 году объявить его, бывшего офицера, «врагом» народа и по знаменитой свирепой 58-й статье («измена родине, контрреволюционная деятельность» и т.п.) сослать на 10 лет в лагеря. Мать, Евгения Степановна, преподаватель немецкого языка, умерла еще раньше — в 1933 году, потому с арестом отца четверо их сыновей оказались сиротами.
Андрей в 11 лет оказался с братом Митей (13 лет) в детдоме. О, в те времена многое означало звание «дети репрессированных»! Однако, зная их отца, к его детям воспитатели относились хорошо, в военные годы детдомовцы особого голода и холода не испытывали, потому как Уфа все-таки не была прифронтовым городом.
Тетка Мария Александровна обещала взять Андрея к себе в Москву сразу после окончания им седьмого класса, однако тот проявил характер и… удрал в 1943 году из детдома, самостоятельно добравшись до тети. Учебу продолжил в 110-й школе Москвы, тогда это была очень престижная школа, где учились дети высоких руководителей СССР — Анастаса Микояна, Семена Буденного. Семена Тимошенко, Матвея Шкирятова и других. Сдружился Андрей с другим не менее известным человеком — Алешей Баталовым, с ним вместе и окончил школу. Под его, видимо, влиянием, Андрей полюбил литературу, однако решил идти по стопам отца: после окончания школы в 1948 году поступил во второй Московский мединститут им. Н.И. Пирогова. Учились тогда, как и сейчас шесть лет. Андрей Никольский параллельно с учебой нарабатывал практические навыки хирурга — он сделал 180 операций на дежурствах. «Не за деньги, а по велению долга», — подчеркивает профессор. По окончании института в 1954 году Андрей Дмитриевич начал практическую работу в Московской области, в городе Донской, в районной больнице на 350 коек. Специальность — общий хирург.
Отец, Дмитрий Александрович, отбыв в лагерях более чем 10-летний срок, в 1950 году стал жить в Бугуруслане у сына Дмитрия, который там работал в нефтяном производстве. Согласно тогдашним порядкам отец обязан был ежемесячно отмечаться в милиции и не отлучаться от места жительства на расстояние не более 15 километров. Андрей Дмитриевич, уже работая в городе Донской, написал письмо министру МВД Сергею Круглову с просьбой разрешить работать отцу вместе с ним, его сыном, в медицине. В 1954 году ограничение с отца сняли, он переехал к Андрею, и сын с отцом стали работать вместе в одной больнице: отец ординатором, а сын его «начальником» — старшим ординатором. Через год, в 1955 году, ограничения для бывших репрессированных снова ввели, и Андрей Дмитриевич пошел в Донское УВД с той же просьбой об отмене ограничений. В милиции оказались люди понимающие, отцу разрешили остаться в Донском. В 1956 году, сразу после XX съезда КПСС, ограничения отменили окончательно и отец наконец-то превратился в полноправного гражданина СССР. Умер он в 1961 году, уже живя с сыном в Калинине, в возрасте 73 лет.
Рассказываем эти подробности для того, чтобы современное свободное от политических гонений поколение имело представление, в каких жестких, порой жестоких условиях вырастала, формировалась ученая элита нашей страны, на плечах которой потомки достигали успехов в медицине, в космосе, в атомной энергии, биологии, военном деле и прочих сферах существования русской цивилизации. Воздадим же им должное почтение и сохраним память о них!

На Тверской земле

19В 1954 году, когда Андрей Никольский заканчивал учебу в мединституте в Москве, из Ленинграда в Тверь, тогда Калинин, перевели Стоматологический институт, на базе которого планировалось создание широкопрофильного медицинского института. Базовой больницей определили областную клиническую больницу, в которой специалисты-медики высокой квалификации набирались по конкурсу. А в семье Никольских подрастали уже двое детей, что заставляло задумываться о жилищной проблеме. Как и многие медики, Андрей Дмитриевич регулярно читал центральную «Медицинскую газету», в которой публиковались объявления о вакансиях и конкурсах. О Москве нечего было и думать — там нужна была московская прописка, а вот одно из объявлений о предстоящем конкурсе в Калининской областной больнице на занятие вакансии врача-уролога Андрея Дмитриевича очень заинтересовало, поскольку предоставлялась квартира. Последовали поездка в Калинин и собеседование с главным врачом областной больницы Александром Соколовым. Из 18 заявленных кандидатов главврач отдал предпочтение Андрею Никольскому. В мае 1960 года семья Никольских переехала в Калинин, получила двухкомнатную квартиру в «больничном доме» на улице Склизкова, а глава семьи стал работать урологом. «Но сердце мое лежало к хирургии», — вспоминает профессор.
Через два года главврач 8-й горбольницы (ныне это 4-я горбольница) пригласил А.Д. Никольского в хирургическое отделение на должность заведующего. Естественно, с исполнением обязанностей практикующего хирурга, о чем Андрей Дмитриевич мечтал издавна. А тут к тому же предложили поступить в аспирантуру в Москву, к профессору Георгию Ефимовичу Островерхову. Предложение было принято, аспирантура закончена в 1965 году с успешной защитой кандидатской диссертации. В тот же год Андрей Дмитриевич вернулся домой, получив место ассистента на кафедре госпитальной хирургии мединститута. Преподавание и оперирование шли параллельно, уставал временами. «Но это была приятная усталость. Я всю жизнь любил оперировать, на операции брал студентов, показывал, рассказывал», — вспоминает профессор.
Ну и что дальше? Внутренний голос, «а еще и супруга» говорили: не останавливайся, иди дальше, ведь после 45 лет можно забыть про докторскую диссертацию, мало было случаев защиты в пожилом возрасте. В 1970 году на 41-м году жизни хирург и сын хирурга Андрей Дмитриевич Никольский защитил докторскую диссертацию с еще более мудреным названием и стал профессором. В 1972 году ему доверили весь курс урологии, в 1974 году избирают заведующим кафедрой урологии.
В 1988 году профессор пережил тяжелый удар судьбы — умерла супруга. Сын и дочь уже взрослые, он, казалось, должен превратиться в одинокого человека, большая часть смысла жизни которого растворится в тоскливом одиночестве. Этого не произошло — выручили любимая работа и друзья по работе, чувство ответственности перед больными и коллегами.
В 1988 году Андрей Дмитриевич возглавил кафедру госпитальной хирургии с курсами урологии, андрологии и анестезии. Не прекращалась научная работа, за все время опубликованы более 300 работ, три монографии, сделаны семь изобретений, подготовлены 30 кандидатов и четыре доктора наук. Его приглашают на общероссийские и зарубежные конференции, просят поработать в Кувейте, ну а свои студенты, в том числе иностранные, уважают профессора не только на словах.

Мысли о медицине вообще и хирургии в частности

18
Современные профессора медицины выглядят совсем не так, как хрестоматийные образы докторов в пенсне. Ныне все не так. Сохранилось лишь внешнее сходство — белые колпак и халат, да еще невидимое постороннему глазу внутреннее убеждение нести людям милосердие, которым знамениты были земские врачи, о которых великолепно писал врач Антон Чехов.
Андрей Дмитриевич Никольский — яркий пример современного настоящего целителя. В разговоре может поразить вас стихами из наших классиков, легким юмором, знанием быта и всей нашей неоднозначной внебольничной жизни.
Есть ли административная составляющая у руководителя кафедры, профессора, возглавляющего коллектив классных специалистов? Скорее нет, чем да, так как в основном коллектив исполняет клиническую работу а его руководитель осуществляет контроль, общее наблюдение, дает рекомендации, принимает на работу новых специалистов по конкурсу, стремится неформальным образом создать доброжелательную атмосферу среди коллег и несет ответственность за результаты лечения. Можно сказать, что руководитель в сфере медицинской науки и лечебной практики — это прежде всего авторитетный организатор творческой деятельности коллег, сам являясь в работе первым среди равных. В этом, надо полагать, и заключается основной признак современного менеджера. При этом в его неформальную обязанность входит заглядывание за горизонт, то есть стремление применить новое в повседневной практике. Андрей Дмитриевич с молодых лет отличался именно этим: поиском нового. Например, работая еще в г. Донской, он использовал новинки при операциях: вдувание воздуха в спинномозговое пространство, при операциях на щитовидной железе применял гипноз. Об этом в свое время писали в газетах, сам он делился опытом применения нового в своих статьях и монографиях.
С тех пор, как хирург Андрей Никольский начал работать в клинике, прошло более пятидесяти лет. Медицина изменилась кардинальным образом, прежде всего она технически перевооружилась новым, невиданным в 1960-е и 1970-е годы оборудованием, медикаментами. Возникли новые методики диагностики и лечения, новые условия для работы врачей и лечения пациентов. Но неизменным остается одно: ответственность врача за свое дело. Нет ответственности, той, которая внутри тебя, человека в белом халате, — нет и результата.
В современных условиях все равно остается в силе главный принцип, которым руководствуется профессор Андрей Дмитриевич Никольский: «Хорошим врачом может стать только хороший человек». Профессор всей своей жизнью, всем своим отношением к пациентам и коллегам подтверждает это. Потому и учеников у него немало, таких, какими он сам гордится: «Я очень горжусь своим учеником, нынешним заведующим кафедрой, на которой я работаю, доцентом Александром Геннадьевичем Еремеевым, который является образцом современного врача-хирурга, отличного человека во всем, являющегося деонтологом, то есть специалистом, оказывающим милосердие. Он еще и лучший хирург города Твери, наверное, и всей России. Я могу сказать о нем словами поэта В.А. Жуковского: «Победителю ученику от побежденного учителя!»
Таков современный врач, в том числе хирург, — это специалист, вооруженный не только передовыми знаниями, но и доброй этикой и извечным милосердием.

Борис ЕРШОВ
Фото из личного архива
А.Д. Никольского
Караван+Я
10 Декабря 2012 г.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://bakunina-fond.ru/?p=3655