Герб рода Бакуниных (цветная версия/ воспроизв. по Сысоеву)
«Во всех Европейских Государствах в древния времена звание Дворянское и звание Рыцарское имели одне и те же обязанности.
Честь и храбрость были главным основанием деяний Дворянина и Рыцаря… Каждый Дворянин вменял себе за славу и честь быть Рыцарем и получить знаки и украшения Рыцарства.
Щиты Рыцарей украшаемы были гербами их родов, составленными из разных изображений, внесённых в герб в память или в знак каких-либо Рыцарских подвигов. Таковые знаки вливали в сердца потомков почтение к геройским подвигам предков своих, и стремление к подражанию оным…
Честь, храбрость, безпредельная верность и любовь к Государю и Отечеству, составляли главныя свойства и Дворянина и Рыцаря… Что Российское Дворянство водимо было всегда духом храбрости и чести, то доказывают всему Свету известные труды и подвиги Российского Дворянства, на службу Государям своим и на пользу Отечества подъятые. Коликое множество Дворян Российских прославились любовию к Отечеству и в древния времена, и запечатлели сию добродетель Дворянства деяниями Геройскими!..»
(из Указа Павла I от 1 января 1798 г.[1,c.18-20])
Невозможно рассказать о гербе Бакуниных, не затронув при этом, хотя бы в общих чертах, состояние родовой геральдики в Российской империи. Герб, этот элемент дворянской культуры, являлся не только сословным атрибутом, и выполнял не только функцию самоидентификации, но наглядно демонстрировал бережное отношение в роду к памяти предков, и к истории вообще.
Мы позволили себе вынести в эпиграф такую длинную цитату из Указа Павла I, чтобы обозначить ту роль, которая отводилась верховной властью родовым гербам и дворянскому сословию в Российской империи на рубеже XVIII – XIX веков.
Право на герб в России имели только лица дворянского происхождения, в отличие, например, от Западной Европы с её бюргерскими гербами. Теоретически дворяне – потомки рыцарства, на это указывает Павел I в своём Указе. Но рыцарства, в западном понимании этого слова, у нас не было; существовала, однако, прослойка свободных людей, несших государственную службу и получавших в награду за это от государя земли в наследственное владение. Многие дворянские роды происходят либо от потомков какого-либо княжеского рода, либо от находившихся на службе у этих князей бояр и детей боярских. Значительная часть дворянских родов по происхождению относили себя к выходцам из Польши, Прибалтики, Молдавии (Валахии), Венгрии и пр.
Указом от 1721 г. Пётр I объявляет, что одно дворянское достоинство по происхождению не даёт никаких преимуществ, и что только служба родине и заслуги перед ней делают человека знатнее. При этом, открывая доступ в дворянское сословие людям деятельным и одарённым из других классов, Пётр пресекал попытки самозванства. Для того, чтобы упорядочить и контролировать процесс возведения в дворянское достоинство, был использован европейский опыт выдачи дипломов на дворянство и пожалования гербов. Заниматься этим должен был герольдмейстер, должность которого была утверждена в 1722 г.
«И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяня, иные же своеволно герб приняли, которого предки их не имели… и при том смелость приемлют иногда такой герб изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии действительно имеют. Того ради мы… чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойного поступка… впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили мы геролдмейстера.
И тако надлежит всем… к нему приходить: кто имеет дворянство и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков наших или нашею милостию во оную честь приведены» (из «Табели о рангах» .[2,c.56-66]).
В «Наказе», изданном Екатериной II в 1767 г., говорилось о том, что дворянское сословие имеет «естественное», данное по факту рождения, право быть элитой общества. А законодательным актом, известным как Жалованная грамота дворянству («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства») от 21 апреля 1785 г. императрица подтвердила основные дворянские привилегии. Дворянское звание рассматривалось, как неотъемлемое, потомственное и наследственное качество, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Принадлежность к дворянству доказывалась в губернском дворянском собрании; с 1785 г. лица, признанные в дворянском достоинстве по происхождению или по личным заслугам, вносились в губернскую родословную книгу; из губернии дела о дворянстве поступали на утверждение в Герольдию Сената.
Среди основных доказательств принадлежности к дворянскому сословию согласно «Жалованной грамоте» было и наличие герба: «В таком нежном и трудном положении сего важного дела избираем правосудной способ подать руку помощи нашему вернолюбезному подданному российскому благородному дворянству утверждением следующих доказательств благородства. Доказательствами неопровергаемыми благородства да будут: 1. Дипломы предков наших или от нас, или прочих коронованных глав, пожалованные на дворянское достоинство. 2. Жалованные от государей гербы»[3,c.22-52].
Согласно законодательству Российской империи дворянство было разделено на потомственное и личное. Потомственные дворяне в каждой губернии, по владению недвижимой собственностью, вносились в родословные книги, разделенные на шесть частей в зависимости от способа получения дворянства: пожалование (1), военная выслуга (2), гражданская выслуга (3), иностранное дворянство (4), титулованные роды (5), древние роды (6). Юридическое различие между этими шестью разрядами проявлялось в одном только учебном ведомстве: в привилегированные учебные заведения — Пажеский корпус, Александровский лицей и Училище правоведения — могли быть приняты (независимо от служебного положения родителей) лишь дети лиц, внесённых в пятую и шестую части родословной книги.
Оформление дворянских гербов в «Общем дворянских родов Гербовнике», этом «вернейшем доказательстве дворянского состояния», было представлено рисунком герба и его словесным описанием.
Поскольку формальное утверждение родовых гербов было делом хлопотным и требовало немалых средств, многие роды, из числа не слишком состоятельных, вообще обходились без гербов, поскольку причин к их использованию в быту было не так уж много. Традиционно герб мог изображаться на фронтоне особняка, на воротах ограды, на надгробиях, на дверцах кареты, на посуде и столовом серебре, писчей бумаге, на книгах (экслибрисы), в печатках и т.п. И лишь богатые дворянские роды, да те, кто был не безразличен к истории своего рода и к деяниям своих предков, имели и желание, и повод практически использовать гербы.
Род Бакуниных, по преданиям, ведёт свое начало от одного из трёх братьев, выехавших на службу в Москву из Венгрии в 1492 г. Первый документально известный предок этого рода — Никифор Евдокимов, бывший дьяком в 1658 г. и числившийся московским дворянином в 1677г. Род Бакуниных внесён в шестую часть дворянской родословной книги Тверской губернии.
Герб рода Бакуниных из «Общего гербовника»
Герб рода Бакуниных внесён в Часть V«Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи» [4, 41]. В Гербовнике приведено чёрно-белое изображение герба (цвета на рисунке переданы, согласно геральдическим правилам, соответствующей штриховкой).
Герб сопровождается описанием:
«Щит разделен на две части, из коих в верхней в красном поле изображены три серебреные волчьи зубы в десне положенные. В нижней части в серебреном поле находится дерево дуб. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною. Щитодержателями поставлены два Венгерца в древнем их одеянии с копьями, из коих один с левой стороны стоящий, имеет на себе сверх платья львиную кожу. Намет на щите красной, подложенный золотом».
После описания герба следует здесь же генеалогическая информация:
«Предок фамилии Бакуниных Зенислав Бакунин, ведущий род свой, как видно по свидетельству Польских историков от древняго в Трансильвании дому Баттора, с двумя братьями своими Батугердом и Анципитром в Россию выехали из Венгрии в 7000/1492 году и по крещении Зенислав назван Петром и Батугерд Дмитрием, котораго Великий Князь Василий Иванович пожаловал поместьями на Рязани, и от него Батугерда пошли Батурины. Потомки происшедшие от Зенислава Бакунины служили Российскому Престолу дворянские службы в числе детей Боярских и в других разных чинах и жалованы были от Государей поместьями. Все сие доказывается жалованною на поместья грамотою, справкою Разрядного Архива и родословною Бакуниных».
Мы не будем подробно рассматривать генеалогическую версию, изложенную в «Общем гербовнике», отметим только весьма примечательное легендарное родство Бакуниных, Батуриных и Дома Баттора.
По замечанию виднейшего современного геральдиста России М.Ю. Медведева, родовые гербы являются «едва ли не специфичнейшей группой исторических памятников, содержащих ярко выраженную родословную информацию… Самобытный русский фамильный герб нередко является генеалогическим памятником, иллюстрирующим родословные записи» (Михаил Медведев «Родовые предания в русской геральдике» [14]).
Печати И.М. и П.В. Бакуниных сер. XVIII в. (из «Гербовника» Князева)
Бакунины начали использовать свою гербовую эмблему (а именно – дуб) задолго до Высочайшего утверждения герба и внесения его в «Общий гербовник». В «Гербовнике» Князева, где собраны прорисовки с печатей российского дворянства, приведены два изображения с личных печатей Ивана Михайловича и Петра Васильевича Бакуниных[5].
Печати эти относятся к середине XVIII века. Разница между ними в том, что одно дерево стоит на земле, другое – выходит из золотой дворянской короны. Под деревом, вероятно, надо понимать дуб, самое распространённое дерево в русской родовой геральдике. Собственно, на дуб и указывается в гербе, утверждённом Высочайше. Известен и тот факт, что в усадьбе Прямухино рос дуб, посаженный 1816 г., прямо перед домом. Этот примечательный дуб, рухнувший во время грозы, простоял более 150 лет. В 1989 г. потомками Бакуниных на том же месте был высажен новый дуб[6,c.294]…
В таком внимании к собственной гербовой эмблеме нет ничего удивительного.
Удивительно то, что в гербе Батуриных, легендарной родне Бакуниных, мы тоже видим дуб!
(В серебряном поле изображено стоящее на зелёной траве дерево, слева к нему подходит слон; на дереве — княжеская шапка, из которой выходит рука в латах с поднятым мечом. Герб увенчан дворянским шлемом с дворянскою на нём короною и тремя страусовыми перьями; намет на щите серебряный, подложенный красным; щит держат два дикаря, вскинувшие на плечи дубины. Герб рода Батуриных внесен в том V «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи» [4, 42].)
Герб рода Батуриных (цветная версия) (по материалам Википедии)
Ещё удивительнее то, что герб Батуриных до странности напоминает герб с печати 1689 г. князя Ромодановского-Стародубского: медведь под дубом, в нашлемнике — рука с мечом. Но у Ромодановского выбор эмблемы был, вероятно, связан с его титулом князя Стародубского[7].
Печать князя Ромодановского-Стародубского, 1689 г. (слева, прорисовка по Винклеру)
Герб князя Гагарина (справа)
Позднее, князья, происходившие от князей Стародубских, например, князья Гагарины, усваивали в своих гербах эти фигуры: дуб, княжеская корона на нём с выходящей рукой, вооружённой мечом, и под дубом – медведь. Почему Батурины скопировали эту композицию, заменив только медведя на слона, не ясно. Вероятно, их выбор был достаточно произволен и носил характер вольной или невольной «узурпации» (о которой, впрочем, предупреждал ещё Пётр I: «…милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойного поступка впредь остерегался»).
Дуб у Бакуниных всё же, вероятнее всего, произволен, и никак не связан с дубом в гербе Батуриных, хотя нельзя исключать и того, что «сходство по гербу могло восприниматься как компенсация невозможности проследить родство» [14]. Однозначного ответа на вопрос о появлении в гербе Бакуниных дуба мы, вероятно, уже никогда не получим…
Значительно более интересна вторая фигура в их гербе, помещённая в верхней, главнейшей (более почётной) части щита. Это «три серебреные волчьи зубы в десне положенные», волчья челюсть с клыками. Здесь уже совершенно определённо можно говорить о том, что это – прямое указание на происхождение рода Бакуниных от Дома Баттора (Батори).
Батори (венг. Báthory, польск. Batory) — венгерский магнатский род, игравший значительную роль в Восточной Европе во времена позднего средневековья. Собственно род Батори ведёт начало от Андраша Лысого, который упомянут в 1250 г., как покровитель монастыря Шарвар в комитате Сатмар. В 1279 г. король Ласло IV наградил брата Андраша Ходаша и сыновей Андраша Дьёрдя, Бенедикта и Берека за их военные заслуги замком Батор в комитате Сабольч. В 1310 г. Берек стал полноправным владельцем Батора, после чего его потомки начали именоваться Батори. Согласно легенде, один из первых представителей рода Витус Гуткелед вызвался убить дракона, который поселился в болотах и охотился на местное население. Витус убил его тремя ударами своего копья и в награду получил замок. Благодарные люди прозвали его Батор (по-венгерски, мужественный). В 1325 г. сыновья Берека получили герб, который был связан с этой легендой: три горизонтальных зуба дракона, который держит щит и обвивает шею своим хвостом[13].
Герб рода Батори (по материалам сайта http://www.gutkeled.hu/Bathory) (слева)
Герб рода Батори, первоначальная версия (по материалам Википедии) (справа)
Первоначально, однако, герб был несколько иным: в червлёном поле три серебряных клина вправо.
Герб рода Батори на церкви в г. Ньирбатор (Nyírbátor), Венгрия
Виднейшим представителем этого рода, оставившим след и в русской истории, был Стефан Баторий (венг. István Báthory (Иштван Батори), польск. Stefan Batory; 1533 —1586 гг.) — король польский и великий князь литовский (с 1576 г.), сын Иштвана IV, воеводы Трансильвании. Родился в Трансильвании, учился в Падуанском университете. В 1571—1576 гг. — трансильванский князь. В 1575 г. он был избран в польские короли. В 1576 г. члены элекционного сейма Великого княжества Литовского провозгласили трансильванского князя и короля Польши Стефана Батория великим князем Литовским. В 1578 г. Стефан приобрел для рода Батори права на престол Ливонского Королевства.
Был одним из самых решительных и успешных военных противников России. Из внутренних реформ, введённых Баторием в Польше, заслуживает внимания устройство запорожских казаков, которым он дал правильную организацию, наделил землями, позволил самим выбирать гетмана, формально был первым гетманом запорожских казаков.
При комплектовании армии Баторий отказался от шляхетского ополчения, широко использовал наёмников, главным образом венгров и немцев, пытался создать постоянную армию путём набора солдат в королевских имениях. В 1579—1582 гг. принимал участие в Ливонской войне (1558—1583) и добился ряда побед над войсками Московского царства, сведя на нет все завоевания Ивана Грозного в Ливонии. Но после безуспешной осады Пскова король заключил перемирие с Россией (Ям-Запольский мир).
Баторий был женат на Анне, сестре Сигизмунда II Августа, последнего короля Польши из династии Ягеллонов[12].
Ян Матейко. Стефан Баторий и Анна Ягеллонка [12].
Стефан Баторий, как и другие Батории пользовался гербом с красным полем, который назывался «Волчьи зубы» (Wilcze Zęby) или просто «Зубы» (Zęby). Польские геральдисты также называли этот герб «Три зуба» (Trzy Zęby), изредка – в воспоминание о происхождении этого герба – «Драконовы зубы» (SmoczeZęby). В некоторых случаях поле щита было голубым, как это видно на рисунке знаменитого польского художника Я. Матейко, изображающего Стефана Батория и Ягеллонку[12].
Интересно, что не только цвет поля мог изменяться, но и расположение фигуры «зубы». Первоначально это были три клина вправо, затем, после преобразования клиньев в зубы, эти зубы располагались «в столб», т.е. один над другим, вертикально же располагалась и челюсть, из которой торчали зубы (в некоторых версиях польского герба, впрочем, челюсть отсутствовала, и зубы помещались просто один над другим).
Польский герб «Три зуба» («Trzy Zęby»). Т.Гайл [11].
Плакетка с гербом Бакуниных (Музей-усадьба Приютино/ воспроизв. по Сысоеву) (слева)
Печатка с гербом Бакуниных (предоставлена Г.Н. Циргом/ воспроизв. по Сысоеву) (справа)
При утверждении герба Бакуниных челюсть положили горизонтально, вероятно, исходя из художественной композиции при построении рисунка герба (внизу дуб и без того образовывает вертикаль). Однако в описании это отражено не было, что дало повод в последующем, при изменении формы щита (а форма щита не регламентируется) с широкой (т.н. «французской») на вытянутую остроконечную («варяжскую»), изменить и расположение челюсти, поставить её вертикально, как это видно на плакетке и печатке с гербом Бакуниных, (воспроизведённых по книге В.И. Сысоева) [6, обложка; с. 282].
Как некоторый казус можно рассматривать то, что один из виднейших геральдистов позднего Средневековья Симон Окольский в своём «Orbis Polonus» (Krakow, 1642) в описании герба «Зубы» указывает, что в щите изображены «три зуба волка или слона» [8].
Герб «Zęby» по версии С. Окольского (SimonOkolski. OrbisPolonus)
Каким образом могли трансформироваться драконьи зубы в зубы волка? Или в «зубы» (бивни, наверное) слона?
Ответ приходится искать в мировоззренческих установках средневекового человека.
Мир для него наполнен чудовищами, демоническими силами, «бестиями». Никто никогда воочию не видел дракона, мало кто видел слона, да и волка разглядеть во всех подробностях, как мы это можем сделать нынче в зоопарках, было не много желающих. Все эти чудища изображались и описывались в книгах, называемых «Бестиариями», или в алхимических сборниках.
Слон в представлении средневекового человека («Бестиарий»)
Волк в представлении средневекового человека («Бестиарий»)
Дракон – воплощение зла, да и волк выступает как представитель потусторонних и демонических сил, не лучше и чудовищный слон.
Дракон («урборос») в представлении средневекового человека
(Гравюра в алхимической работе «De Lapide Philosophico»,. Франкфурт, 1625 г).
И по большому счёту неважно, кого сразил тремя ударами копья Витус-Батор, один из первых представителей рода Батори, важно само действо – одоление зла христианским воином.
Сюжет этот был весьма популярен, и подтверждение тому – повсеместное почитание Святого Георгия.
И если проводить геральдические параллели, то зубы в гербе и Баториев, и, позднее, в гербе Бакуниных – есть аналог многочисленным гербам со Св. Георгием: так, в гербе Москвы мы видим развёрнутую «батальную» картину, а в гербе Бакуниных – только «фрагмент» этой картины, «рожки да ножки» от грозного дракона.
Памятник Св. Георгию, поражающему дракона в Стокгольме (по материалам Википедии).
Таков герб Бакуниных: в главной верхней части щита перед нами прямое указание на родство с Домом Батори и, одновременно, символ победы добра над злом, напоминание о подвиге одного из основателей рода (Витуса-Батора), а, значит, и неявный намёк на Святого Георгия, покровителя христианского воинства.
В нижней части щита перед нами дуб, дерево величия, славы, могущества, появление которого в гербе неясно и требует дальнейших изысканий.
У гербового щита имеются и щитодержатели – венгерские воины, смысл которых вполне прозрачен и связан с генеалогической версией рода.
Нам остаётся надеяться на то, что со временем сия геральдическая картина будет дополнена новыми архивными находками.
Александр Шпунтов, геральдист-исследователь
Источники:
1. Дворянские роды Российской империи/т. 1. Князья/ сост.: Гребельский П.Ф. – СПб.: ИПК «Вести», 1993
2. Российское законодательство X—XXвеков/т.4. Законодательство периода становления абсолютизма/ под ред. Манькова А.Г. – М.: Юридическая литература, 1986
3. Российское законодательство X—XXвеков/т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма/ под ред. Индовой Е.И. – М.: Юридическая литература, 1987
4. Общий Гербовник дворянских родов Всероссийския империи, т. V
5. Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года. — М.; 2008
6. В. И. Сысоев «Бакунины». — Тверь: «Созвездие», 2002.
7. Винклеръ П., фонъ. Гербы городовъ, губернiй, областей и посадовъ Россiйской имперiи, внесенные въ Полное Собранiе законовъ съ 1649 по 1900 годъ. – СПб., 1900// (репринт) М.: Планета, 1990
8. Simon Okolski. Orbis Polonus. – Krakow: 1642, T. 3
9. DerDracheOuroboros in dem alchemistischen Werk „De Lapide Philosophico“, herausgegeben 1625 von Lucas Jennis in Frankfurt
10. Bestiarium (различные издания)
11. Gajl T. Herbarz Polski. — Gdansk: 2011
Интернет-ресурсы:
12. Материалы Википедии на русском, польском и немецком языках.
13. http://www.gutkeled.hu/Bathory (Венгерский сайт о роде Батори)
14. Геральдика.ру. М.Ю. Медведев. Родовые предания в русской геральдике.