Участник ВОВ. Детский врач и преподаватель Первого медицинского института г. Санкт-Петербург
Зинаида Афанасьевна, расскажите немного о себе.
— Я родилась 17 июня 1923 года в Ленинграде в доме номер 24 на набережной реки Фонтанки, живу в нем и по сей день.
— В какой школе вы учились?
Я поступила в 123 школу на Моховой улице. У этого здания интересная история. Раннее здесь располагалось знаменитое Тенишевское училище. Сейчас здесь располагается одно из зданий Академии театрального искусства. По иронии судьбы, после школы я хотела получить театральное образование, поступит в театральный институт, но война разрушила все планы… В 17 лет, когда я была в седьмом классе, я перешла в школу при Государственном Русском музее. Я до сих пор помню нашего военрука Ивана Сергеевича, который выводил нас в садик и заставлял нас ползать по-пластунски, бросать гранаты, заряжать и разряжать винтовку. Из-за этого мы в шутку называли школу «Дом-крепость».
— Где вы учились после школы?
Через пять дней после моего дня рождения и выпускного началась война. Мне исполнилось 18 лет…Я решила подать документы в Первый Ленинградский медицинский институт имени Павлова, который был на Петроградской стороне, но тогда поучится в нем мне было не суждено…
— Как вы узнали о начале войны?
22 июня я встретила в деревне Озерки, где находилась наша дача. Был выходной день, и подруги пригласили меня в гости в Кавголово. Токсово, Кузьмолово и само Кавголово были краем Ржевского полигона, и там часто проходили учения: слышались стрельба, и как по шоссе идут танки. Приехав в Кавголово, я узнала от матери моей о сообщении Молотова. Так и я узнала о нападении Германии. Я добровольцем записалась на трехмесячные курсы Красного креста «Роковских медсестер». Нас так и называли – «Роковские медсестры».
В августе нас еще абитуриентками забрали в Петергоф, где потом проходила граница Ораниенбаумского пятачка. Там мы строили противотанковый ров. Из рабочих инструментов у нас были только деревянные носилки, лом и лопата. Среди нас был единственный мальчик – из института Цветов.
После окончания курсов я стала работать в клинике имени Джанелидзе. Это мое первое место работы. Там я впервые познакомилась со всеми ужасами войны: когда было открыто детское отделение, и я увидела маленьких ребят с оторванными ручками и перевязанными головами.
Должна сказать, что страна готовилась к войне, только это не афишировалось. Проходили общегородские учения, сдавались даже специальные экзамены. Если в жилом доме определенный процент населения их успешно проходил, то на фасад здания вешался специальный настенный знак ОСАВИАХИМА с изображением звезды и винтовки.
— Каким врачом вы хотели стать?
Именно после этого я решила стать хирургом, но всю жизнь проработала детским врачом…
— Как вы попали на Дорогу жизни?
На Дорогу жизни меня направили в феврале 1942 года, переправив через Ладогу на машине. В это время я и была зачислена в армию. Надо сказать, что немцы прекрасно были осведомлены о начале функционирования Дороги жизни и сюда они стягивали все свои силы и обстреливали Ладогу, надеясь соединится с финнами и перерезать последнюю связь с Ленинградом. Но Дорога функционировала всегда. Летом действовал паром, а зимой ездили по льду машины – «полуторки». У них было ограничение по грузу – не более пяти мешков.
— Что перевозили на «полуторках?»
Из продуктов питания перевозили прежде всего муку и хлеб, а также танки, артиллерийские орудия для фронта и солдат. Позже стали вывозит людей из блокадного Ленинграда.
— Как происходила перевозка и кто выступал в роли шоферов?
Перевозка происходила беспрерывно, и днем, и ночью, надо сказать, что роль шофера, которыми в основном были девушки, была очень опасной, так как часто машины проваливались под лед…По всей длине озера стояли регулировщицы, которые указывали машинам наиболее безопасный путь. (Зинаида Васильевна до сих пор общается с регулировщицей Яворской Ириной Владимировной).
О блокаде до сих пор тяжело вспоминать… Помню, как один раз я пришла получать продукты по карточкам, и мне выдали что-то незнакомое мне… Мне ответили, что это чечевица. Но я ее все-таки не взяла. (У Зинаиды Афанасьевны сохранилось кольцо от лыжной палки с сыромятной кожей, которую в блокадные годы бросали в кипяток и варили из нее бульон).
— Какой случай вам запомнился больше всего?
Никогда не забуду, как шофер Александр Кузменков зимой 1942 года ехал на машине по Дороге жизни в 40-градусный мороз. У него заглох мотор, и он, недолго думая, облил руки бензином и обжег их, горящими руками отогрев мотор. Когда он доставил продукты на «большую землю», его хотели направить в госпиталь, но он наотрез отказался. Он не расценивал это как подвиг. Он хорошо понимал, что должен привести продукты в Ленинград, иначе все погибнут. У него до сих пор черные руки…
Мне запомнился еще один случай. Однажды я пришла в институт за карточками на продукты, и я от голода потеряла зрение. Не видела ничего минут тридцать. Тогда я испугалась, подумала, что это навсегда, хотя как медик я знала, что это может быть от недоедания.
— Расскажите о вашем госпитале.
Номер госпиталя 71. Сестринское общежитие располагалось в палатке прямо у станции Войбокало, операционный блок — в очень красивых старинных деревянных домах (позже они сгорели), а сам госпиталь – неподалеку. Наша палата была самой дальней, так как она была для тяжелобольных. С ранеными у всех медсестер были теплые отношения с ранеными. Никогда в свой адрес не слышала ни крика, ни шума, ни ругани.
— Где и как вы встретили День победы?
О победе я узнала в поезде, когда я ехала по Дороге Победы из Ленинграда в Гатчину. Мне тогда дали отпуск на день. Позже я наблюдала, как в течении нескольких дней из Гатчины шли войска на парад Победы.
— Какие у вас награды?
Медаль за оборону Ленинграда, орден Великой Отечественной войны, орден Красной Звезды, значок участника Дороги жизни. 25 января в вашей гимназии я была награждена медалью «Сестра милосердия Екатерина Бакунина». Надо признаться, для меня это было полной неожиданностью.
— Какая награда для вас особенно ценная?
Медаль за Оборону Ленинграда. Вообще тогда никто не думал ни о наградах, ни о званиях, ни о деньгах, ни о собственной жизни. Просто делали свое дело. Например, одна медсестра, рискуя собственной жизнью, вынесла с поля боя 170 раненых, за что была удостоена звания «Героя советского Союза».
— С кем из ваших сослуживцев вы поддерживаете связь?
Диспетчером Артемьевой Зинаидой Георгиевной, шофером Королевой Зинаидой Дмитриевной, летчицей Афанасьевой Анфисой Георгиевной, потом в связи с ухудшением слуха она стала медсестрой, доктором Антониной Павловной (фамилию не помню).
— Чем вы занимались после войны?
В Гатчине, куда нас расформировали 15 февраля 1944 года, я работала с военнопленными. 13 сентября 1945 года была демобилизована, снова поступила в Первый медицинский институт, который закончила в 1951 году. Нас выпускалось около 800 человек. Нас половина была вернувшихся из армии, а половина – поступивших после школы. Потом поступила туда же в ординатуру и аспирантуру, после корой защитила диссертацию на тему «Изменение сосудов при ревматизме». До самой пенсии проработала в родном институте детским врачом и преподавателем. Мой стаж работы врачом – около 56 лет.
Интервью записали
члены Совета музея истории гимназии 209 «Память поколений»
Харитоненко Елизавета (6 А),
Шерих Мария (6 А),
Корнилова Антонина (7 А).
Информационные приложения
(исторические справки) к интервью
Тенишевское училище
Училище основано в 1898 году князем В. Н. Тенишевым как 3-классная общеобразовательная средняя школа, в 1900 году приобрело статус коммерческого училища.
Размещалось в построенном для него здании на Моховой улице (дома 33—35, ныне — здание Учебного театра «На Моховой» Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства).
Обучение длилось 8 лет (семь общих и один специальный класс) и давало выпускникам права окончивших реальное училище. Общий курс был шире, чем в других учебных заведениях. В числе специальных предметов изучались счетоводство, коммерческая арифметика и корреспонденция, товароведение, экономическая география. Занятия велись по семестровой системе: каждые полгода производился выпуск и приём учащихся. Много внимания уделялось естественнонаучным предметам, которые преподавались в течение всех 8 лет обучения, преимущественно в лабораторных условиях. Велись практические занятия по физике, химии, географии и другим предметам, широко применялся метод образовательных экскурсий. При училище имелись оранжерея и обсерватория.
Учащиеся издавали журнал «Тенишевец», в 1914—1916 годах — литографированный журнал «Юная мысль» (8 номеров). В зале училища устраивались концерты и спектакли, проводились различные собрания и съезды.
С 1922 года в здании училища на Моховой улице разместился Театр юного зрителя.
Знаменитыми выпускниками училища были Владимир Набоков, Осип Мандельштам.
Санкт – Петербургский государственный медицинский университет имени Павлова
В 1897 году был открыт Петербургский Женский Медицинский институт,
Первое медицинское образовательное учреждение, предназначенное специально для женщин.
В 1904 году институт принят в ведение Министерства народного просвещения.
В 1918 Институт был преобразован в Петроградский Женский Медицинский институт
1924 Институт получил название Первый Ленинградский медицинский институт. Именно с этим названием институт вошел в историю медицины, города, страны.
В 1936 году институту присвоено имя академика, лауреата Нобелевской премии академика Ивана Петровича Павлова.
В годы героической обороны Ленинграда институт не прекращал педагогическую, лечебную и научную работу, его выпускники воевали на фронтах Великой Отечественной войны. В университетском парке установлен монумент павшим в годы войны.
В 1994 году Первый Ленинградский медицинский институт преобразован в Санкт-Петербургский Государственный университет имени академика И.П.Павлова.
Иустин Ивлива́нович (Ивлианович) (Юстин Юлианович) Джанелидзе
(2 августа 1883 года, село Самтредиа Кутаисской губернии — 14 января 1950 года) — выдающийся советский хирург, учёный и общественный деятель.
Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии первой степени (1950 — посмертно), академик АМН СССР (1944), заслуженный деятель науки РСФСР (1936), генерал-лейтенант медицинской службы (1943).
ОСАВИАХИМ
Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. (1927—1948) — общественно-политическая оборонная организация, предшественник ДОСААФ. (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).
Дорога жизни
Во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101).
ГАЗ-АА (полуторка)
Грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг), известный как полуторка. Изначально представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года, но впоследствии неоднократно был модернизирован.
Дорога победы
Временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена Дороги жизни для доставки грузов в блокированный Ленинград. В отличие от Дороги жизни, проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важное стратегическое значение в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады.
Войбокало
Посёлок при станции Шумского сельского поселения Кировского района Ленинградской области. Расположен на берегах реки Сарья. Недалеко расположена станция Войбокало.
В 1901 году было начато строительство Обухово-Вятской железной дороги. В 1904 году через станцию Войбокало прошел первый поезд.
В Шумском сельском поселении есть также деревня Войбокало.
Войбокало сыграло значительную роль в ходе Великой Отечественной войны.
Медаль «За оборону Ленинграда» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года. Автор проекта медали — художник Н. И. Москалёв.
Медаль «За оборону Ленинграда»
Ею награждались все участники обороны Ленинграда:
· военнослужащие частей, соединений и учреждений Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, фактически участвовавшие в обороне города;
· рабочие, служащие и другие лица из гражданского населения, которые участвовали в боевых действиях по защите города, содействовали обороне города своей самоотверженной работой на предприятиях, в учреждениях, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, в ПВО, в охране коммунального хозяйства, в борьбе с пожарами от налётов вражеской авиации, в организации и обслуживании транспорта и связи, в организации общественного питания, снабжения и культурно-бытового обслуживания населения, в уходе за больными и ранеными, в организации ухода за детьми и проведении других мероприятий по обороне города.
Медаль «Сестра милосердия Екатерина Бакунина»
Является общественной неправительственной наградой, поставленной на федеральный геральдический учет в установленном для общественных наград порядке.
Медалью награждаются лица, получившие общественное признание за заслуги в области медицины, здравоохранения и благотворительности в медицинской сфере, а также медицинские учебные заведения, сестричества, организации, предприятия, общественные объединения и коллективы за большой вклад в развитие отечественной медицины, здравоохранения, общественно-полезную деятельность, благотворительность и меценатство в области медицины и социального служения.
Награда является формой общественного признания и поощрения за заслуги перед людьми, обществом и государством.