Адмирал Корнилов был родом из Старицы, а хирург Пирогов — из Твери
Корреспондент тверской «Комсомолки» в составе делегации от Верхневолжья принимает участие в съемках и подмечает, как живется приморскому городу, который вернулся в Россию.
Неприступный для врагов
— Каким бы не был, каким бы не казался Севастополь любому, кто сюда приезжает, было бы неправильно относиться к нему как к невоенному городу, — замечает в беседе со мной старший научный сотрудник отдела Крымской войны Национального музея героической обороны освобождения Севастополя Людмила Голикова. — Только понимая это, ты начинаешь по-настоящему чувствовать город, его дух.
Севастополь практически стоит на железе — неизвестно еще, что и сколько всего скрывает земля всех восьми бастионов, где шли бои за оборону города в Крымскую и Великую Отечественную.
Городская Дума еще в 19-м веке постановила никогда не застраивать те места, где стояли бастионы. Этого правила придерживаются и по сей день.
Там нет построек. Лишь памятники и мемориалы напоминают о том, что некогда здесь происходило.
— Однажды я возвращалась с работы во время сильного ливня, — рассказывает Людмила Голикова — Так вот, пока я спускалась с Малахова кургана, места, где погибли легендарные Корнилов и Нахимов, водой к моим ногам вымыло два ядра боевой картечи. Здесь вся земля пропитана железом и памятью о тех боях.
Обойти все военные объекты за один день здесь невозможно. И за два дня тоже. И это я не говорю о музеях, панораме города и других памятниках…
13-го по старому стилю, или 25 сентября по новому, 160 лет тому назад началась первая героическая оборона Севастополя. Она длилась 349 дней и была настолько мужественной и бесстрашной обороной в тяжелейших условиях, что когда она закончилась, имена участников и топонимы этих мест разлетелись по всему миру.
Например, в Соединенных Штатах — шесть Севастополей, часть Парижа называется Маляков, в честь Малахова кургана, которым когда-то овладели французы. По Парижу проходит и Севастопольский бульвар, там есть и бульвар Инкерман, площадь Альма и мост с тем же названием. Все это связано с первой обороной в Крымскую. Поэтому вот уже более десяти лет весь Севастополь и гости города приходят в эти дни на Братское кладбище, правильное название которого Петропавловское, и отмечают день памяти героев, оборонявших город в те тяжелые дни.
Наш Севастополь
Нам повезло, ведь фильм свой в Севастополе делегация тверского благотворительного Фонда Екатерины Бакуниной снимает именно в дни юбилейных торжеств 9-10 сентября. За эту пару дней необходимо успеть снять фильм с громким на первый взгляд, но, как оказалось позже, вполне справедливым названием — «Тверской Севастополь».
|
Идея создания фильма принадлежит директору Фонда священнику Роману Манилову. Занимаясь более двух лет историей и изучением жизни тверской дворянки, участницы Крымской войны Екатерины Бакуниной, он обратил внимание, что выдающихся людей с Тверской земли, воевавших на той войне, было очень много, но об этом знают так мало, что надо было что-то делать.
|
Уже сейчас скажу, что в фильме будет довольно много открытий. Например, мало кто знает, что в Севастополе именами тверских героев разных периодов защиты города названо 9 улиц, площадей и набережных. Почти столько же установлено и памятников. А на самом крупном мемориале памяти павших воинов Крымской войны, Братском кладбище, более 20 захоронений тверских офицеров.
Черноморский побратим
— Побратимов у Твери много… Но ни с одним из этих городов нас абсолютно ничего не связывает, кроме разве что Велико Тырново, — непреклонен отец Роман. — Единственный город в мире, с которым у Твери исторически сложились самые прочные связи, это, как ни удивительно, Севастополь. Официально мы не являемся городами-побратимами, но именно наши города в истории связаны узами героической славы тверских героев в судьбе Севастополя и России в целом.
— То есть цель фильма добиться побратимства?
— Не совсем так. Точнее — положить начало налаживанию общественно-культурных связей с этим городом, не дожидаясь официальных побратимских связей.
Остается только ждать презентацию фильма, которая предварительно намечена на 2015 год, аккурат к следующему юбилею — 160-летию окончания обороны Севастополя в Крымской войне.
Продолжение следует.
На заметку
Точки пересечения с Севастополем
— В честь тверских героев обороны города названо 9 улиц.
— Установлено более 10 памятников и памятных знаков, посвященных героической славе наших земляков.
— Начальником обороны Севастополя в Крымскую войну был вице-адмирал Владимир Корнилов, старицкий дворянин.
— А начальником обороны Севастополя во Вторую мировую войну был уроженец Старицкой земли адмирал Филипп Октябрьский.
— Контр-адмирал обороны Севастополя в Крымской войне — Федор Нарбут, тверской дворянин.
— Знаменитый врач Николай Пирогов наиболее ярко раскрыл все свои таланты медика и организатора медицинского дела именно в Севастополе. Фондом Екатерины Бакуниной было установлено, что он также является тверским дворянином. В Севастополе есть улица и площадь Пирогова, также его именем названы больница и госпиталь Черноморского флота.