«

»

Распечатать Запись

Севастополь научит Тверь патриотизму

Корреспондент «Комсомолки» вернулась из города-героя и поделилась его настроением

Порой короткая поездка по России может научить гораздо большему, чем все путешествия в экзотические страны, вместе взятые.
Подводя итоги уже у себя дома, в Твери, могу сказать одно: 7 дней в городе-герое Севастополе заставили задуматься о многом.

Если обойтись без высоких патетических фраз, можно сказать, что Севастополь учит любить свой город и свою историю. Мы часто говорим, что наши дети сморят западные фильмы, ищут себе западных кумиров, потому что у нас нет своих.
А вот в Севастополе есть. Причем многие из этих героев — тверичане.

Неискусственный патриотизм

Для севастопольцев гордиться своим городом и событиями, что здесь произошли, естественно. Они с этим живут, впитывают от своих родителей, передают этот настрой своим детям и внукам. Именно поэтому мартовское возвращение Севастополя вместе с Крымом в Россию прошло организованно и завершилось так быстро.

— Севастопольцы в чем-то инертные люди. Юг как-никак. Но когда дело доходит до святых для нас вещей, объединяются быстро, не сговариваясь. Наверное, мы даже больше патриоты, чем вы, — пыталась с первых дней внушить мне старший научный сотрудник отдела Крымской войны Национального музея героической обороны освобождения Севастополя Людмила Голикова.

Буду честной, я до последнего не верила в этот искренний патриотизм, пыталась найти какую-то фальшь, искусственность. Не удалось.
Как на подбор таксисты оказывались лучше любых экскурсоводов и вполне точно рассказывали обо всех оборонах и сражениях, да и местные жители, на удивление, также были подкованы.

Съемки фильма «Тверской Севастополь» на третьем бастионе. Фото: Людмила ГОЛИКОВА

Реальный факт из поездки. Во время съемок фильма «Тверской Севастополь» наша съемочная группа забрела в один из районов частного сектора, где мы искали улицу Бирюлева, названную в честь тверского героя, защитника города в первую оборону Севастополя. Маленькие домишки, плотно стоящие по обеим сторонам узенькой, далеко не центральной улицы, и все без таблички. Нам же для кадра была нужна именно она. Лишь в конце проулка долгожданную табличку мы и обнаружили на чугунных резных воротах добротного нового дома. Тут же крепкий, молодой, вполне себе спортивный мужчина подкрашивал окна.
Разрешение снять на камеру мы получили. И тут я не выдержала:

Скажите, пожалуйста, — уверенная, что поставлю вопросом в тупик, обратилась я к нему. — А вы знаете в честь кого названа ваша улица?

— Конечно, — на удивление спокойно ответил серьезный мужчина. — В честь героя обороны Севастополя Николая Бирюлева, который оборонял город на третьем бастионе. Его еще от французов своей грудью заслонил матрос Игнатий Шевченко. Ему памятник установлен на третьем бастионе. Вы уже были там?..

Надо ли говорить, что все мои дальнейшие вопросы просто отпали, за исключением последнего, которым я и попыталась оправдать его знания.

— Вы, наверное, военный?

— Да нет. Обычный водитель, — также спокойно ответил мужчина и продолжил заниматься своим делом.

После этой, возможно, для кого-то обычной встречи меня не отпускала одна мысль: «Если здесь это вполне естественно, то почему тогда у нас не так?» Многие ли горожане помнят, кто такая Лиза Чайкина, чьим именем назван музей и улица в нашем городе? Да ладно, многие ли знают подробности о фактах жизни и смерти Михаила Тверского? Историки, наверняка. Но я сейчас не о них. Так вот, думаю, что нет.
Если честно, хочется ошибаться, но для начала я предлагаю провести эксперимент, спросить об этом своих детей, и если они не смогут ответить, то выделить день и вместе с ними пройтись по этим улицам, музеям и рассказать о тех, кем можем и должны гордиться и мы с вами.

 

Во Владимирском соборе покоится и тело вице-адмирала русского флота, командующего первой обороной Севастополя Владимира Корнилова, родился который под Старицей. Фото: Ирины ТАРАСОВОЙ

 

До свидания, Севастополь. Здравствуй, Тверь!

Вся съемочная неделя оказалась настолько занятой, что мы даже ни разу не выбрались на море. В последний день это и было решено исправить. Так как времени было в обрез, то на благоустроенный песочный пляж, который находится на Северной стороне города, мы не успевали, а потому отправились на любимое для многих севастопольцев место — Приморский бульвар, или Примбуль, как его любовно называют сами жители.
На стенах набережной уже висели сумки и халаты завсегдатаев этого, пусть и нелегального, но пляжа. За место, где можно повесить сумку, если не воюют, то борются. А потому мы решили обойтись без него.

На облезлую табличку «Купаться запрещено» давно не обращают внимания. Говорят, от транспортной остановки близко, дно хорошее, да еще и памятник «Затопленным кораблям» украшает обзор.
Решив прочувствовать себя коренными севастопольцами, в этом символичном месте окунулись и мы. Может быть, для того чтобы еще раз ощутить дух этого города, а, возможно, и для того, чтобы часть его привести с собой в Тверь…

Постоянная ссылка на это сообщение: https://bakunina-fond.ru/?p=8446