«

»

Распечатать Запись

Новые экспонаты в музее Екатерины Бакуниной

Музей Екатерины Бакуниной. Гости из Италии и Франции. Программа РИА «Верхневолжье» От истока № 95, март 2019 г.:

 

Февраль и март 2019 г. оказались насыщенными месяцами для нашего музея имени Екатерины Бакуниной, расположенного в Тверском областном перинатальном центре, в течение которых здесь побывали делегации из Италии и Франции.

 7 февраля мы принимали вице-мэра г. Бергамо (побратима Твери), города, о существовании которого многие знают только по знаменитому фильму Владимира Воробьева «Труффальдино из Бергамо», снятому в 1976 г. по книге Карло Гольдони «Слуга двух господ», где роль проворного и удивительно находчивого бергамца Труффальдино блестяще сыграл молодой Константин Райкин.

 Еще Бергамо известен тем, что являлся родиной одного из знаменитых архитекторов и благоукрасителей Санкт-Петербурга Джакомо Кваренги (1744-1817), создавшего целую эпоху в архитектурном развитии города, которую по праву называют эпохой Кваренги.

 Но для нас город Бергамо стал связующим звеном, соединившим Италию с тверским дворянским родом Бакуниных.

 

ЧУДО В ПЕРЬЯХ И КРЫМСКАЯ ВОЙНА

 Во время Крымской войны в обороне Севастополя принимало участие особое итальянское соединение Сардинцев и Пьемонтцев, посланное в Крым не столько по собственной воле, сколько по политическим соображения одного из лидеров итальянского движения за независимость страны. Собственно, никакой Италии в те времена еще не было, а на территории исторической Италии существовало множество разрозненных княжеств, находившихся под гнетом австрийского завоевания и бесконечных собственных междоусобных конфликтов. Самым крупным из них были королевство Сардиния и княжество Пьемонт.

 Когда Англия и Франция, завязнувшие под Севастополем, стали искать новых военных союзников в войне против России, то такого союзника они нашли в лице графа Камило Бензо Кавура — премьер-министра королевства Сардинии, уповавшего во внешней политике на поддержку Франции в борьбе против Австрии. Кавуру пообещали всяческую поддержку Сардинскому королевству в борьбе с Австрией, а взамен потребовали отправить сардинско-пьемонтские войска в Крым под Севастополь.

 Так Сардинскому королевству пришлось в январе 1855 г. объявить России войну.

 Одно из крупных сражений, в котором приняли участие сардинцы, произошло 4 августа 1855 г. на реке Черной, где прямо с утра по их позициям на высотах русская артиллерия стала вести мощный артобстрел из 70 орудий, после чего их атаковали более 17 батальонов русской пехоты (около 10 тыс. человек). Фактически тогда сардинцы оказались на самом острие главного удара русской армии, но им крупно повезло, когда главный удар наших частей был перенесен с Госфортовой высоты на Федюхины высоты. Оправившись от первого натиска сардинцы, потеряв 250 человек и генерала Монтевеккио, сумели смелым маневром зайти во фланг нашим частям и оказать действенную поддержку французам.

 Позднее, во время решающего штурма Малахова кургана, 27 августа 1855 г., Сардинский корпус снова находился в резерве, располагаясь в траншеях против четвертого бастиона и потеряв в перестрелке 40 человек, более в активных действиях с тех пор не участвовал. Итальянцы решительно не хотели воевать с русскими.

 Один из очевидцев этих событий П. Алабин в своих воспоминаниях тех дней писал:

«Сегодня видел несколько пленных сардинцев, или, правильнее, перебежчиков. Народ молодой, красивый, но вовсе не имеющий воинственного вида, похожий скорее на каких-то замаскированных гимназистов 8 класса или вообще взрослых школьников. На вопрос наш: что их заставляет передаваться нам, куда они сами притащились по доброй воле на буксире у французов, они уверяют, что их обманули, что им объявили поход на Рим, а отнюдь не на Крым! Удивляюсь, можно ли рассказывать такую ахинею».

 Наиболее боеспособными частями соединенных войск сардинцев и пьемонтцев в Крыму был корпус так называемых берсальеров (особое мобильное соединение вроде горных стрелков), под командованием графа генерала Алессандро Ламармора, посланный в Крым, для осады и захвата Севастополя.

Командующий сардинским корпусом берсальеров генерал Алессандро Ламармора (1799-1855)

Сардинские воины эпохи Крымской войны: артиллерист и берсальер

  Особым отличительным форменным признаком берсальеров был необычный головной убор – широкополая черная шляпа (вайра) с огромной копной тёмно-зелёных петушиных перьев, которая до сегодняшнего времени является гордостью и форменным отличием современных берсальеров Италии.

 Столкнувшись с таким необычно экипированным войском в боях под Севастополем и прежде всего в битве у Черной речки, наши русские воины в недоумении восклицали: «Что за чудо в перьях?». Так и вошло в обиход русской речи это выражение «чудо в перьях».

Битва берсальеров у Черной речки под Севастополем

Берсальеры во время Франко-Прусской войны 1870-1871 гг.

  Вторым характерным форменным убором берсальеров уже после Крымской войны стал бордовый колпак-феска с синей кисточкой на шнурке, история появления которого тоже оказалась связана с битвой берсальеров у Черной речки, когда марокканские зуавы из французского экспедиционного корпуса в знак признания их храбрости, проявленной в этом сражении, подарили сардинским берсальерам свои головные уборы. Так у берсальеров оказалось два форменных головных убора.

Берсальеры идут в атаку. Один из берсальеров в красной феске французских зуавов.

 Французские зуавы перед битвой у Черной речки под Севастополем 4 августа 1855 г.

  Осенью 2018 г. вице-мэр г. Бергамо Валерио Беттони уже посещал наш музей и подарил нам реплику рубашки Джузеппе Гарибальди, с которым в тесных дружеских отношениях находился двоюродный брат Екатерины Бакуниной Александр Бакунин (1821-1908), также, как и Е. Бакунина воевавший в Севастополе.

 Об истории жизни Александра Бакунина, мундир которого представлен в музее, его связях с Италией, с Джузеппе Гарибальди, а также о визите Валерио Беттони в музей Екатерины Бакуниной в октябре 2018 г. читайте здесь:

Новый экспонат в музее Екатерины Бакуниной. Сюжет Телерадиокомпании ГТРК «Тверь», 3 октября 2018 г.

 

 В свой новый приезд в Тверь Валерио Беттони привез очередной подарок музею — бордовый колпак-феску берсальеров, который украсил экспозицию музея, став еще одним экспонатом, повествующим о многогранной истории Крымской войны и участии в ней итальянцев.

 Как оказалось, сам Валерио Беттони в юности служил в итальянской армии непосредственно в самом корпусе берсальеров. Вот почему вся эта история с берсальерами, их участием в Крымской войне и факт дружбы Джузеппе Гарибальди с русским участником Крымской войны Александром Бакуниным, ставшим впоследствии участником знаменитого похода Гарибальди, заинтересовал Валерио и сделал его настоящим другом нашего музея.

Бордовый колпак-феска современных берсальеров, подаренная Валерио Беттони нашему музею

Реплика рубашки Д. Гарибальди, подаренная Валерио Беттони нашему музею в свой первый приезд. Такая же рубашка была подарена Александру Бакунину самим Д. Гарибальди при его отъезде из Италии.

На переднем плане мундир Александра Бакунина (мундир унтер-офицера Тобольского пехотного полка эпохи Крымской войны) с комплектом наград, полученных А. Бакуниным за оборону Севастополя.

 Итальянская делегация в музее Екатерины Бакуниной. В красной жилетке Валерио Беттони

 Прощаясь с нами, Валерио пообещал в следующий свой приезд в Тверь привести нам настоящую широкополую шляпу барсельеров с традиционными перьями. Так что в нашем музее вскоре может появиться и свое чудо в перьях.

ПАРЛЕ ФРАНСЕ? НЕТ, НЕ ПАРЛЕ

 5 марта 2019 г. состоялся еще один визит иностранной делегации. На этот раз наш музей посетила делегация из Франции, приехавшая в Тверь по приглашению Тверского Ротари клуба.

 Заранее зная об их приезде в наш город, мы попросили французов привести для нашего музея одну ценную для нас книгу, которую можно приобрести только во Франции. Это каталог могил русского кладбища под Парижем Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронены сотни русских эмигрантов, в том числе и представители тверского дворянского рода Бакуниных.

Передача земли с могилы Алексея Ильича Бакунина (Франция) в Прямухинский Музей Бакуниных. Тверь 2011 г.

 Одна из представительниц французской делегации, среди которой были потомки еще первой волны русской эмиграции, передала в дар музею книгу-каталог о кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, в котором есть страница, посвященная захоронению семьи Алексея Ильича Бакунина – известного русского врача и родственника сестры милосердия Екатерины Бакуниной, похороненного на этом знаменитом историческом кладбище вместе с женой Эмилией Николаевной и дочерью Татьяной.

Рядом с репликой рубашки Д. Гарибальди портреты Эмилии Николаевны и Алексея Ильича Бакуниных (вверху) и Александра Бакунина (внизу)

 Во время посещения музея французской делегацией состоялось еще одно знаковое событие для нашего музея – передача музею трех исторических картин о жизни и служении сестры милосердия Екатерины Бакуниной тверского художника Владимира Суркина.

 Владимир Суркин по просьбе Фонда Екатерины Бакуниной создал в течение 2018 г. художественную трилогию: «Выбор», «В Севастополе», «На Кавказе», которая и была представлена в этот день для постоянного размещения в музее.

Картина В. Суркина «Выбор»

Владимир Суркин у своих картин «На Кавказе» и «В Севастополе»

Прощальный ужин с друзьями и семьей Валерио Беттони перед его отъездом из Твери

Постоянная ссылка на это сообщение: https://bakunina-fond.ru/?p=22825